- Дополнительное образование в Екатеринбурге →
- Курсы журналистики
Курсы журналистики
Программа курса:
1. Знакомство с группой.
Преподаватель обеспечивает знакомство внутри коллектива. В непринужденной обстановке, за чашечкой чая каждый из участников должен рассказать о себе и о том, что его побудило обратиться к журналистике. Основной целью урока станет попытка ответа на вопрос «Что такое журналистика и насколько она важна для современного общества?». Кроме того, участники обсудят особенности поступления на факультет журналистики и выявят свои «слабинки».
2. Структура журналистского текста, причина и информационный повод.
Краткий обзор журналистских жанров. Опрос.
Преподаватель разъясняет структурные особенности журналистского текста и разъясняет его отличия от литературного. Объясняет, что такое причина текста и информационный повод. Проводит обзор всех существующих ныне информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров, выявляет наиболее популярные и соотносит их с разными средствами массовой информации. Тема второй части лекции – «Опрос как жанр и метод сбора информации». Преподаватель раскрывает особенности этого жанра, его сильные и слабые стороны, а так же недопустимые для журналиста ошибки.
3. Журналистские жанры: заметка и расширенная заметка.
Преподаватель разъясняет особенности информационного жанра заметка и ее отличия от расширенной заметки, провоцирует учеников на дискуссию по теме отказа современной журналистики от аналитичности.
4. Интервью как жанр и метод сбора информации.
Преподаватель разъясняет особенности жанра и интервью и проводит грань между интервью как жанром и интервью как методом сбора информации. Объясняет разницу между аналитическим и информационным интервью, иллюстрируя разницу примерами. Делает краткий обзор журналистских ошибок во время взятия интервью. Знакомит учеников с основами невербального общения.
5. Репортаж как жанр и наблюдение как метод сбора информации.
Преподаватель разъясняет особенности репортажа и знакомит учеников с его видами. Обозначает наблюдение в качестве главного метода сбора информации для написания репортажа и перечисляет его виды. Называет основные журналистские «роли» в репортаже.
6. Статья как главный аналитический жанр. Дедукция как основной метод структурализации статьи.
Преподаватель разъясняет особенности статьи как аналитического жанра и знакомит их с методом дедукции. Называет наиболее известные журналистские фамилии, творящие в этом жанре. Выявляет разницу между аналитической и пропагандистской статьей.
7. Корреспонденция как один из жанров аналитической журналистики. Индукция как основной метод структурализации корреспонденции.
Преподаватель разъясняет особенности корреспонденции как аналитического жанра и знакомит учеников с методом индукции. Пытается «на пальцах» объяснить разницу между статьей и корреспонденцией.
8. Обозрение как один из жанров аналитической журналистики.
Преподаватель разъясняет особенности обозрения как жанра аналитической журналистики и называет его виды.
9. Особенности журналистики на радио, телевидении и в Интернете.
Преподаватель обзорно знакомит учеников со специфическими жанрами, свойственными радио, ТВ и Интернету, знакомит с понятием конвергентной журналистики и провоцирует на дискуссию о гражданской (блоговой) журналистике.
10. Популярные форматы: деловая, светская, новостная, культурная, корпоративная, таблоидная и др. журналистика.
Преподаватель знакомит учеников с популярными журналистскими форматами и соотносит их с определенными изданиями (например, деловая журналистика – «Эксперт», культурная – «Литературная газета», таблоидная – «Мир криминала» т.д.). Разъясняет предпочтительную тематику для каждого из названных форматов. Обосновывает необходимость специализации журналистов на определенной теме, провоцирует учеников на дискуссию о необходимости введения на журфаке отраслевых кафедр, например, «Кафедры политической журналистики» или «Кафедры экономической журналистики».
11. Законодательство в сфере регулирования деятельности СМИ.
Пропаганда, реклама, пиар и лоббирование как производные от качественной журналистики. Понятие манипуляции. Основные требования журналистской этики. Этический кодекс журналиста.
Преподаватель обзорно знакомит учеников с основными законами РФ, действующими в сфере регулирования деятельности СМИ («ФЗ о СМИ», «ФЗ о рекламе» и др). Обозревает основные производные от качественной журналистики: пропаганду, пиар, рекламу и лоббирование – и указывает на пробелы в законодательстве в части их регулирования. Дает понятие тактической и речевой манипуляции, приводит примеры из реальных журналистских текстов. Переходит к вопросу журналистской этики и знакомит учеников с текстом Международного этического кодекса журналиста, подробно разбирая каждый пункт.
12. Практическое занятие «Прогулка по Екатеринбургу».
Ученики в формате неторопливой прогулки совершенствуют навыки поиска информационного повода. Их задача заключается в выявлении интересных тем для материалов «из воздуха» (например, видят елку, значит тема - «Приближающийся Новый год», видят неубранный снег, значит тема – «Неудовлетворительная работа коммунальных служб в зимнее время» и т.п.). Преподаватель сопровождает учеников и исправляет их в случае необходимости. Прогулка длится час, по ее окончании группа возвращается в редакцию, где преподаватель рассказывает о госте, который приглашен на следующее занятие.
13. Практическое занятие «Пресс-конференция».
Занятие проходит в форме пресс-конференции с одним спикером. В качестве гостя будет приглашен практикующий журналист с интересной судьбой, которому есть, что рассказать не только о себе, но и о журналистике в целом. Он берет вступительное слово, в котором в легкой и непринужденной форме повествует о своей персоне и своих взглядах на профессию. По окончании речи ученики задают заготовленные дома или придуманные на ходу вопросы, а спикер на них исчерпывающе отвечает. По окончании пресс-конференции преподаватель обсуждает с учениками их ошибки и дает рекомендации к исправлению. В конце занятия поздравляет с окончанием курса и раздает каждому из учеников портфолио и рекомендации для вуза. Сообщает, что после Нового года они смогут продолжить обучаться на более интенсивном курсе.
1. Знакомство с группой.
Преподаватель обеспечивает знакомство внутри коллектива. В непринужденной обстановке, за чашечкой чая каждый из участников должен рассказать о себе и о том, что его побудило обратиться к журналистике. Основной целью урока станет попытка ответа на вопрос «Что такое журналистика и насколько она важна для современного общества?». Кроме того, участники обсудят особенности поступления на факультет журналистики и выявят свои «слабинки».
2. Структура журналистского текста, причина и информационный повод.
Краткий обзор журналистских жанров. Опрос.
Преподаватель разъясняет структурные особенности журналистского текста и разъясняет его отличия от литературного. Объясняет, что такое причина текста и информационный повод. Проводит обзор всех существующих ныне информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров, выявляет наиболее популярные и соотносит их с разными средствами массовой информации. Тема второй части лекции – «Опрос как жанр и метод сбора информации». Преподаватель раскрывает особенности этого жанра, его сильные и слабые стороны, а так же недопустимые для журналиста ошибки.
3. Журналистские жанры: заметка и расширенная заметка.
Преподаватель разъясняет особенности информационного жанра заметка и ее отличия от расширенной заметки, провоцирует учеников на дискуссию по теме отказа современной журналистики от аналитичности.
4. Интервью как жанр и метод сбора информации.
Преподаватель разъясняет особенности жанра и интервью и проводит грань между интервью как жанром и интервью как методом сбора информации. Объясняет разницу между аналитическим и информационным интервью, иллюстрируя разницу примерами. Делает краткий обзор журналистских ошибок во время взятия интервью. Знакомит учеников с основами невербального общения.
5. Репортаж как жанр и наблюдение как метод сбора информации.
Преподаватель разъясняет особенности репортажа и знакомит учеников с его видами. Обозначает наблюдение в качестве главного метода сбора информации для написания репортажа и перечисляет его виды. Называет основные журналистские «роли» в репортаже.
6. Статья как главный аналитический жанр. Дедукция как основной метод структурализации статьи.
Преподаватель разъясняет особенности статьи как аналитического жанра и знакомит их с методом дедукции. Называет наиболее известные журналистские фамилии, творящие в этом жанре. Выявляет разницу между аналитической и пропагандистской статьей.
7. Корреспонденция как один из жанров аналитической журналистики. Индукция как основной метод структурализации корреспонденции.
Преподаватель разъясняет особенности корреспонденции как аналитического жанра и знакомит учеников с методом индукции. Пытается «на пальцах» объяснить разницу между статьей и корреспонденцией.
8. Обозрение как один из жанров аналитической журналистики.
Преподаватель разъясняет особенности обозрения как жанра аналитической журналистики и называет его виды.
9. Особенности журналистики на радио, телевидении и в Интернете.
Преподаватель обзорно знакомит учеников со специфическими жанрами, свойственными радио, ТВ и Интернету, знакомит с понятием конвергентной журналистики и провоцирует на дискуссию о гражданской (блоговой) журналистике.
10. Популярные форматы: деловая, светская, новостная, культурная, корпоративная, таблоидная и др. журналистика.
Преподаватель знакомит учеников с популярными журналистскими форматами и соотносит их с определенными изданиями (например, деловая журналистика – «Эксперт», культурная – «Литературная газета», таблоидная – «Мир криминала» т.д.). Разъясняет предпочтительную тематику для каждого из названных форматов. Обосновывает необходимость специализации журналистов на определенной теме, провоцирует учеников на дискуссию о необходимости введения на журфаке отраслевых кафедр, например, «Кафедры политической журналистики» или «Кафедры экономической журналистики».
11. Законодательство в сфере регулирования деятельности СМИ.
Пропаганда, реклама, пиар и лоббирование как производные от качественной журналистики. Понятие манипуляции. Основные требования журналистской этики. Этический кодекс журналиста.
Преподаватель обзорно знакомит учеников с основными законами РФ, действующими в сфере регулирования деятельности СМИ («ФЗ о СМИ», «ФЗ о рекламе» и др). Обозревает основные производные от качественной журналистики: пропаганду, пиар, рекламу и лоббирование – и указывает на пробелы в законодательстве в части их регулирования. Дает понятие тактической и речевой манипуляции, приводит примеры из реальных журналистских текстов. Переходит к вопросу журналистской этики и знакомит учеников с текстом Международного этического кодекса журналиста, подробно разбирая каждый пункт.
12. Практическое занятие «Прогулка по Екатеринбургу».
Ученики в формате неторопливой прогулки совершенствуют навыки поиска информационного повода. Их задача заключается в выявлении интересных тем для материалов «из воздуха» (например, видят елку, значит тема - «Приближающийся Новый год», видят неубранный снег, значит тема – «Неудовлетворительная работа коммунальных служб в зимнее время» и т.п.). Преподаватель сопровождает учеников и исправляет их в случае необходимости. Прогулка длится час, по ее окончании группа возвращается в редакцию, где преподаватель рассказывает о госте, который приглашен на следующее занятие.
13. Практическое занятие «Пресс-конференция».
Занятие проходит в форме пресс-конференции с одним спикером. В качестве гостя будет приглашен практикующий журналист с интересной судьбой, которому есть, что рассказать не только о себе, но и о журналистике в целом. Он берет вступительное слово, в котором в легкой и непринужденной форме повествует о своей персоне и своих взглядах на профессию. По окончании речи ученики задают заготовленные дома или придуманные на ходу вопросы, а спикер на них исчерпывающе отвечает. По окончании пресс-конференции преподаватель обсуждает с учениками их ошибки и дает рекомендации к исправлению. В конце занятия поздравляет с окончанием курса и раздает каждому из учеников портфолио и рекомендации для вуза. Сообщает, что после Нового года они смогут продолжить обучаться на более интенсивном курсе.
Данная учебная программа представлена в разделах:
Предмет | Журналистика |
Вид обучения | Курсы / Семинары |
Форма обучения | Очная |
Продолжительность обучения | 13 занятий |
Стоимость | 6000 |
Объём курса в акад. часах | |
График занятий | |
Выдаваемый документ | |
Контактный телефон | |
Сайт | Показать |
Желаете оставить отзыв?
- Дополнительное образование в Екатеринбурге →
- Курсы журналистики